Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 39 «Золотая рыбка» города Георгиевска»
Конспект НОД в средней группе
«НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ МЯЧИКА НЕПОСЕДЫ»
Разработала Дудникова Т.М.
Программное содержание
Задачи на развитие познавательных способностей: расширять знания дошкольников о видах транспорта; развивать у детей желание освоить правила поведения на улице; учить их применять личный опыт в игровых ситуациях; развивать у детей внимание, восприятие, образную и тактильную память, ассоциативное мышление; формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном; развивать критичность мышления.
Задачи на развитие речи: развивать связную речь детей, тренировать детей в согласовании существительных с числительными; совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи: воспитывать у дошкольников умение вести себя в обществе; развивать у них чувство сострадания, стремление проявлять заботу о других; создавать радостно-эмоциональное настроение; воспитывать у детей уважение к труду водителей.
Оборудование. Мяч, на котором нарисована веселая рожица. Пластилин, каштаны или орехи, сосновые иголки. Картинки-обводки: светофор, карандаши или фломастеры. Макет «Маленькая страна». Магнитофон с аудиозаписью.
Предварительная работа
Экскурсия к светофору, знакомство с дорожными знаками.
Игры с мячами разных размеров.
Изготовление макета «Маленькая страна».
Чтение рассказа М. Ильина и Е. Сегал «Машины на нашей улице».
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята! Закройте, пожалуйста, глаза и вспомните, что вы больше всего любите делать. Вспомнили? Откройте глаза. Прошу вас не говорить, а показать движениями.
Этюд «Мое любимое занятие»
Дети показывают средствами пантомимы, как они рисуют, кормят рыбок, укачивают кукол, конструируют из кубиков и кирпичиков, бегают, прыгают, играют с разными игрушками.
Ребенок (показывает движения). Угадайте, что я люблю делать?
Дети. Ты любишь прыгать через скакалку и т. д.
Воспитатель. Молодцы, сколько у вас интересных занятий. Как вы любите бегать, прыгать, веселиться! Настоящие непоседы! У меня есть дружок, он очень на вас похож. Угадайте, кто это?
Упадет — не плачет,
Ножек нет, а скачет.
Дети. Это мяч.
В группу влетает мяч, брошенный помощником воспитателя.
Воспитатель. Ой, какой у нас гость. Это он и есть, мой знакомый мячик Непоседа. А как можно играть с мячом?
Дети. Кидать, катать, отбивать, подбрасывать, ловить, ударять...
Воспитатель. Ребята! Посмотрите на мячик, какая у него интересная рожица! Как вы думаете, какой у него характер?
Дети. Веселый, непоседливый, озорной, хороший, непослушный, забавный...
Воспитатель. Хотите поскакать, с мячиком поиграть?
Дети. Да.
Динамическая пауза «Играем в мяч»
Дети перебрасывают мяч друг другу, каждый раз подбрасывая его все выше и выше.
Воспитатель.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в черный лес,
Раз, два, три, четыре, пять...
Воспитатель берет мяч, тот как бы выскакивает из его рук и выкатывается из комнаты.
Воспитатель.
Мы пойдем его искать?
Укатился! Хотелось бы вам, друзья, понаблюдать за его приключениями?
Дети. Да.
Воспитатель. Надевайте волшебные очки. Они помогут нам увидеть Непоседу. Если понадобится, мы можем прийти ему на помощь, согласны? Дети. Да.
Пальчиковая гимнастика «Очки»
Дети надевают «очки». Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными образуют колечки. Колечки поднести к глазам.
Воспитатель выставляет мячик на мостовую макета «Маленькая страна».
Воспитатель. Ах! Видите?! Может случиться беда! Мячик выскочил на мостовую. Скорее расскажите ему о правилах поведения на улице.
Дети. На улице пешеходы ходят только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Они должны идти с правой стороны, чтобы не мешать людям, идущим навстречу. За городом люди ходят по обочинам. По обочине нужно идти навстречу едущим автомобилям. Если рядом с дорогой есть пешеходная дорожка, то люди идут только по ней.
Воспитатель. Он услышал вас! И вернулся на тротуар. Ура! У нас установилась двусторонняя телепатическая связь. Мы можем не только видеть, что происходит с мячиком, но и разговаривать с ним. Спросите его о чем-нибудь.
Дети. Мячик Непоседа, что ты видишь, что ты слышишь?
Мячик (тихо, как бы издалека).
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове важные, Срочные грузы —
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
(К. Чалиев )
Воспитатель. Это грузовые машины. На них написано, что они перевозят. Какие машины вы, ребята, видели на экскурсии и во время прогулок?
Дети. Это грузовые машины: «Продукты», «Цемент», «Мебель», «Мороженое», «Молоко», «Хлеб»...
Мячик. А еще я вижу...
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти.
Что это?
Дети. Это светофор.
Воспитатель. Какие сигналы светофора вы знаете, что они обозначают? Ответы детей.
Воспитатель. Какие специальные машины могут ехать даже на красный сигнал светофора?
Дети. Это машины: «Скорая помощь», «Пожарная машина», «ГАИ», «Милиция».
Воспитатель. Эти машины помогают спасти людей и различные постройки во время чрезвычайных происшествий.
Ребята, возьмите обводку-кружок и изобразите с ее помощью светофор.
Дети обводят, раскрашивают кружочки красного, желтого, зеленого цвета.
Воспитатель. Интересно, на что похожи глазки светофора? На что похож желтый кружок, красный, зеленый?
Дети. Желтый кружок похож на солнышко, колобок, грейпфрут, блинок, золотую монетку...
Зеленый кружок похож на арбуз, горошину, глаз человека или кошки…
Красный кружок похож на помидор, шляпку мухомора, вишенку, планету Марс…
Воспитатель. По улицам ездит много машин. Сколько их, посчитаем? Вставайте в кружок.
Игра «Один — два — пять»
Воспитатель. Поиграть нам поможет мячик. Я его брошу и назову профессию водителя, а вы его поймаете и бросите обратно. При этом вам нужно сказать с числами два и пять названное мной слово. Один шофер...
Ребенок. Два шофера, пять шоферов.
Воспитатель. Один велосипедист.
Дети. Два велосипедиста, пять велосипедистов.
Воспитатель. Один мотоциклист.
Дети. Два мотоциклиста, пять мотоциклистов.
Игра продолжается. Рекомендуемые слова: машинист, капитан, водитель, вагоновожатый, летчик, космонавт.
Воспитатель. Вернем мячик на улицу городка, ему так хочется продолжить путешествие. Непоседе необходимо перейти улицу, подскажите, как это можно безопасно сделать.
Дети. Можно перейти улицу по сигналу светофора, по пешеходному переходу или по подземному переходу.
Воспитатель. Наш Непоседа покатился, покатился и попал в дремучий лес. Катится он, катится, и видит: бежит перед ним избушка на курьих ножках. Скажите, это транспорт или нет?
Дети. Да, только он не настоящий, а волшебный.
Воспитатель. А какой волшебный транспорт вы еще знаете?
Дети. Ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа.
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, какие опасности подстерегают Непоседу в лесу?
Дети. Его может съесть лиса или ежик проткнуть своими иголками, а может в чью-нибудь глубокую нору закатиться, или голодный волк его проглотит...
Воспитатель. Посоветуйте, как Непоседе можно от опасности избавиться?
Дети. Можно запрыгнуть на дерево и там переждать, когда лесные звери уйдут. Можно подпрыгнуть очень-очень высоко и сразу из леса выпрыгнуть. Можно облепиться сосновыми иголками, и тебя все примут за колючего ежика...
Воспитатель. Хорошо! Берите, дети, сосновые иголки, пластилин — и за работу! Поможем мячику в ежика превратиться.
Дети налепляют иголки на шарик, ставят получившегося «ежика» на лесную тропинку.
Воспитатель. Вот и вечер наступил. Пора нам и Непоседе возвращаться в детский сад. Вернуться нам поможет скороговорка про ежика.
Дети вместе с воспитателем.
Ершился еж, ершился, иголками топорщился.
Ежик, ежик повернись, в Непоседу превратись.
Пока дети произносят скороговорку, мячик-ежик меняется на Непоседу.
Воспитатель. Ребята, скажите, время, проведенное с Непоседой, было интересным? Что понравилось больше? Что пришлось вспомнить? Над чем подумать? Что вы расскажите и кому, когда придете домой? На столах у вас остались картинки-обводки транспорта, вы можете нарисовать и раскрасить понравившуюся.