Консультация

муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 39 "Золотая рыбка" города Георгиевска"

 

Ставропольский край

Консультация

 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  "Детский сад №39 "Золотая рыбка" города Геопргиевска"

 

 

 

 

Консультация для родителей

«ТРИЗ в повседневной жизни»








Составила: Дудникова

Татьяна Михайловна,

воспитатель

1 кв. категория











2020 год

«Каждый ребенок изначально талантлив

и даже гениален, но его надо научить

ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь

максимального эффекта»

Г.С.Альтшуллер


ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Актуальность данной теории заключается в формировании у дошкольников творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества.

Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь, сломать, перевернуть, сказать и сделать наоборот.

Эксперты уверяют: для того, чтобы заниматься с ребёнком в семье по этой методике, никакого специального образования не нужно. Достаточно просто разделять основные принципы ТРИЗ-педагогики и подходить к задаче творчески, сохраняя любопытство и допуская возможность любых, пусть и не самых стандартных решений.

Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задачи. Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы, мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы. Решение порой не лежит на поверхности, но чем больше смекалки мы проявим в процессе, тем сильнее будет удовлетворение от результата.

То же самое происходит с детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает и необходимость в оценке. Дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.

Сюжеты для ТРИЗ-задач повсюду: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко? Чем раскатать тесто, если дома нет скалки? Как приготовить пирог, когда кончилась мука и почти не осталось сахара? Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детский сад или школу.

С утра идёт дождь, и долгожданная прогулка откладывается? Это печально, но есть и свои плюсы: можно остаться дома, позвать друзей и поиграть в настольные игры! Сломался карандаш и  нет точилки? Да, теперь им не порисуешь, но можно достать краски, которые давно ждут своего часа на полке! Ежедневная игра в «хорошо-плохо» может стать отличной тренировкой в развитии стрессоустойчивости и позитивного взгляда на мир. Кроме того, она знакомит детей с понятием «противоречие», учит выстраивать логические цепочки и находить причинно-следственные связи.

Дождь идет – это хорошо – помоет деревья, асфальт, детскую площадку;

Дождь идет – это плохо – на улице сыро, нельзя гулять…..

А что будет, если не будет идти дождь? Бесконечные неординарные вопросы, на которые ребенок будет отвечать и развиваться.

Если ребенок задает вам вопрос, прежде уточните, что он сам об этом думает. Порассуждайте вместе. И наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопрос, поставьте проблемную ситуацию. Например, надо дать детям знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса: «Что было бы, если бы на земле не было леса, деревьев?» «Чем же полезно дерево?» «Какие свойства дерева не нравились человеку?» Зачем люди выращивают леса, парки? Чем могут отличаться деревья? Почему в деревянном доме жить удобней, чем в каменном? Где могут пригодиться стружки, опилки? Назовите предметы из дерева? Затем опыты с деревом: тонет или не тонет, горит или не гори, окрашивается или нет, нагревается или нет и др. Мы так научим детей системному анализу, подведем к проблеме многофункционального использования дерева или вещества.

Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного» во всем. Это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо. Например. Вот зонтик. Чем он хорош? Чем не удобен? Может ли зонт одновременно быть большим и маленьким? Задача решается приемом разделения противоречивых требований к зонту во времени: в одно время зонт большой, в другое время маленький (складной, зонт – сумка).

Игры на каждый день: «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» - игры на системный анализ. Любые вещи могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную и т.д.). Что общего у капельки и кузнечика? Чтобы арсенал игр на развитие мышления и воображения не иссякал, пользуйтесь грамматикой фантастики Джанни Радаре. Научитесь и сами придумывать игры и упражнения. Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи –шутки: «Какие камни не встретишь в море? Сколько яблок выросло на 5 грушах, если на каждой груше выросло по одному яблоку?

Беседуйте с детьми на исторические темы. История изобретения стола, карандаша, колеса и т.п. Пусть дети увидят, что изобретать значит решать противоречия. Используйте приемы фантазирования: оживление, применение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Наблюдаем за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут. Применим также прием эмпатии - пусть дети представят себя на месте наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? О чем шепчут твои листочки?

А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелом на асфальте, мокрыми подошвами по сухому – что получилось? Почему? А если дать детям на прогулку увеличенное стекло? Представьте, какая будет игра. А пробовали вы рисовать камешками, т.е. выкладывать узоры, рисунки. А как насчет веревки? Ведь из нее можно выложить цветок, дом, огонь. Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать нетрадиционно. Перепутать сюжеты и героев, а детям предложить «выпутаться из сложившейся ситуации. Изменить характер героя – как пойдет дальше сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку – что изменится в сюжете? Нарочно переврать сказку – пусть дети восстановят её сюжет. Интересно? Детям нравится. Вечером понаблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи или сугробы, кусты или постройки? Это своеобразное общение с живой и неживой природой поможет дошкольникам видеть тайны изменений, превращений. И сделают малыши самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепостят детей, не дадут развития психологической инерции – злейшему врагу всего нового, прогрессивного, необычного. Использование ТРИЗ  с детьми дошкольного возраста — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов. Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы ребенка. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Родитель выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

Литература:

1. Борякова Н., Соболева А., Ткачева В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994;

2. Гуткович Н.Я., Самойлова О.Н. Сборник игр по формированию системного мышления дошкольников. – Ульяновск, 1999;

3.     «Искорка творчества». Сборник методических материалов для педагогов. Третий выпуск / Под редакцией Сидорчук Т.А. – Ульяновск, 2006;

4.     Корзун А.В. Весёлая дидактика. – Минск, 2000;

5.  Курбатова Л.И. «ТРИЗ – в повседневную жизнь». Дошкольное воспитание. 1993,  № 4.

 

Дата последнего обновления страницы 07.04.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения